Повышаем безопасность, снижаем риски полетов в суровых условиях на Крайнем Севере. Кейс Ишимского аэроклуба ДОСААФ

ДОСААФ | Авиация | Диксон, Таймыр


Описание

Рассказываем, как метеостанция Сокол-М делает полеты в условиях Крайнего Севера безопаснее и выгоднее.

О клиенте

Ишимский авиационно-спортивный клуб ДОСААФ более 40 лет занимается военно-патриотическим воспитанием молодежи и подготовкой спортсменов-парашютистов.

Кроме этого, аэроклуб выполняет авиационные работы для коммерческих компаний. Один из крупнейших заказчиков – компания «УралСтройТранс», которая строит дороги к угольным разрезам на полуострове Таймыр. Для этой компании аэроклуб выполняет две задачи:

  • Осуществляет мониторинг земной поверхности с воздуха. Это нужно для того, чтобы компания получала информацию о состоянии местности в реальном времени – и могла с большей точностью проектировать дороги.
  • Доставляет грузы в Заполярье, на полуостров Таймыр.

Какая проблема была у клиента

Аэроклуб доставляет грузы из Нового Уренгоя на участок рядом с поселком Диксон, в 80 км от южного побережья Карского моря.

Диксон – один из самых северных населенных пунктов России. Удаленность Диксона от точки взлета – Нового Уренгоя – 800 километров.

Экипаж оценивает метеообстановку в Диксоне по шестичасовому прогнозу и затем принимает решение о продолжении полета или возвращении в точке возврата. При этом погода в зоне приземления часто меняется, а собственной метеостанции нет. Из-за этого пилоты и диспетчеры вынуждены были оценивать погодные условия буквально «на глаз».

Работа строилась так: перед полетом пилот звонил диспетчеру на участок и уточнял обстановку. Диспетчер визуально определял, пригодна ли погода на взлетно-посадочной полосе, после чего принималось решение о полете.

Естественно, такой способ оценки метеоданных нельзя назвать достоверным. Не имея на руках оперативной информации об ухудшившихся метеоусловиях, рейс часто возвращался на полпути. Это приводило к пустому прожиганию топлива и росту расходов.

Более того, из-за неточных и неполных данных экипажу часто приходилось осуществлять посадку при плохой видимости и сильном ветре – что опасно не только для перевозимых грузов – но и для жизни и здоровья экипажа.

По статистике, более половины авиапроисшествий происходит на аэродромах и прилегающей к ним территории. Причем большая часть из них приходится именно на момент посадки и взлета.

Задача

Для того, чтобы сделать полеты безопаснее, а прогнозы метеоусловий более точными, аэроклуб решил установить в месте посадки самолета метеостанцию.

Заказчику было важно, чтобы метеостанция могла:

1. Предоставлять точные данные о направлении и скорости ветра, осадках, температуре, влажности и атмосферном давлении воздуха.

Решение о взлете и посадке командир экипажа принимает на основе метеоданных. Так, например, если боковой ветер усиливается до 6 м\с, посадку или взлет осуществлять очень опасно. Эти данные важно знать как на подлете в районе посадки, так и заранее – в точке возврата, с которой самолет сможет вернуться на аэродром вылета, сохранив навигационный запас топлива. Особенно это важно при выполнении дальних полетов.

Получение точных метеоданных позволило бы пилотам аэроклуба выстраивать график полетов, определять подходящее время вылета, – и снизить риски крушения самолета из-за непогоды.

2. Передавать данные дистанционно.

Пилотам было важно оперативно получать данные о погодных условиях в точке посадки, но при этом не зависеть от специалистов, находящихся на земле.

3. Обладать высокой автономностью и работать в условиях Крайнего севера.

Район Диксона – арктическая пустыня с суровым климатом. Поэтому для клиента было важно, чтобы оборудование могло стабильно работать в условиях рекордных минусовых температур (иногда до −48 °C) и сильного ветра.

Под все эти требования подошла метеостанция Sokol-M1.

Преимущества метеостанция Sokol-M1 для авиации

Профессиональная метеостанция Sokol-M1 позволяет получать прогноз погоды на три дня с точностью 95%, благодаря чему отлично подходит для задач авиации, в том числе в условиях Заполярья. Метеостанция бесперебойно работает при низкой температуре и порывистом ветре, при этом, даже если возникнут проблемы с подключением от сети, станция продолжит работать автономно – до 672 часов.

Sokol-M1 передает все необходимые данные для экипажа, причем может делать это дистанционно, без участия наземных служб. Автономность, надежность и простота в использовании позволяет ставить станцию даже на удаленных объектах.

В базовый комплект метеостанции Sokol-M1 входят:

  • Датчик температуры, относительной влажности воздуха и атмосферного давления;
  • Датчик количества атмосферных осадков;
  • Датчики направления и скорости ветра;
  • Датчик уровня ультрафиолета солнечного излучения;
  • Аккумуляторная батарея;
  • Солнечная панель.

Измеряемые параметры метеостанция передает с помощью встроенного GSM-модема на сервер www.sokolmeteo.com с установленной периодичностью: от 10 до 59 минут.

Для стабильной работы в условиях Крайнего Севера можно использовать специальный пакет «Северное исполнение».

Он включает в себя дополнительное оборудование, которое обеспечивает высокую автономность метеостанции при эксплуатации в северных регионах с низкими температурами воздуха и затяжной полярной ночью.

Этапы работы

1. Консультация со специалистом Sokol Meteo. Клиент объяснил, с какой проблемой он столкнулся и озвучил требования, которые он предъявляет к метеостанции. Вместе с менеджером Sokol Meteo они подобрали подходящую комплектацию и оборудование:

Стоимость полного комплекта оборудования и доставки составила 296 тысяч рублей. В эту стоимость вошли также бесплатное программное обеспечение, гарантия на 2 года и круглосуточная техническая поддержка.

2. Доставка. Мы отправили метеостанцию в точку промежуточной доставки – в Нижневартовск, откуда клиент ее забрал и отправился на Диксон.

3. Сборка и настройка. Установку метеостанции осуществлял сам клиент. К каждой метеостанции мы прикладываем подробную инструкцию со схемами и иллюстрации, благодаря чему собрать и настроить станцию можно даже без специального опыта и знаний. Кроме того, у нас работает техническая поддержка – в которую можно позвонить с вопросами в любое время.

4. Эксплуатация. Метеостанцию Sokol-M1 с комплектом для подключения к компьютеру и внешним блоком питания ввели в эксплуатацию в Диксоне осенью 2022 года.

Сложности и нюансы

После ввода метеостанции в эксплуатацию у клиента возникла сложность с получением данных дистанционно. Изначально планировалось, что пилоты будут видеть показатели с метеостанции прямо у себя в телефоне. Но из-за того, что на Диксоне есть проблемы с сотовым покрытием, это пока невозможно, и данные пилоты получают от диспетчера.

В будущем в районе метеостанции планируют установить вышку GSM – и проблема с дистанционной работой разрешится.

Результаты

Установка метеостанции решила главную задачу клиента – обеспечила стабильное получение данных о погоде в условиях сурового климата Заполярья. Сейчас Ишимский авиационно-спортивный клуб ДОСААФ перед каждым полетом сверяется с данными, получаемыми с метеостанции. Это позволяет пилотам делать полеты более прогнозируемыми: экипаж заранее знает скорость ветра, температуру, количество осадков и уровень освещенности в точке прилета.

Теперь пилотам не приходится возвращаться на полпути из-за непогоды, а расход топлива удалось сократить на 30%.

Но главное – благодаря точным метеоданным для пилотов значительно снизился риск аварийной посадки или крушения.

Отзывы

Другие проекты

Работа на опережение. 
Кейс: паводок в Вологодском районе

Как проводить научные исследования на морском побережье? Кейс СевГУ

Помогаем проводить экологический мониторинг и контролировать качество атмосферного воздуха. Кейс ЦЛАТИ

Повышаем ценность исследований сельскохозяйственных культур. Кейс Федерального научного центра пчеловодства.

Соответствовать ГОСТу. Кейс единой дежурно-диспетчерской службы (ЕДДС)

Другие проекты

Работа на опережение. 
Кейс: паводок в Вологодском районе

Как проводить научные исследования на морском побережье? Кейс СевГУ

Помогаем проводить экологический мониторинг и контролировать качество атмосферного воздуха. Кейс ЦЛАТИ

Повышаем ценность исследований сельскохозяйственных культур. Кейс Федерального научного центра пчеловодства.

Соответствовать ГОСТу. Кейс единой дежурно-диспетчерской службы (ЕДДС)