Обеспечиваем безопасность воздушных мероприятий

Аэроклуб «Брестский городской аэроклуб ДОСААФ»

г.Брест, Республика Беларусь


Описание

Рассказываем, как метеостанция «Сокол-М» обеспечивает безопасность полетов и спортсменов-парашютистов.

О клиенте

Брестский аэроклуб ДОССАФ ведет свою деятельность по следующим направлениям:

  •  полеты на маломоторных воздушных судах
  • организация прыжков с парашютом для любителей и профессиональных спортсменов
  •  участие в праздничных мероприятиях
  • военно-патриотическое воспитание
  • авиационные работы

Аэроклуб был создан в 1977 году. Открывал его легендарный маршал авиации, трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин, с помощью которого основателям клуба удалось получить разрешение на организацию полетов у западных рубежей страны.

На протяжении 45 лет собственной учебно-спортивной базы у клуба не было, и он размещался на различных площадках, в том числе на старом аэродроме в Бресте, где сейчас располагается жилой массив.

Поиском земельного участка для строительства базы руководство Брестской области занялось 8 лет назад. Подходящую площадку удалось подобрать на двадцатом километре автодороги Брест-Малорита.

Аэродром Михалин занимает без малого 11 га. На этой территории размещается летное поле, площадка приземления парашютистов, рулежная дорожка, стоянка воздушных судов, административно-учебное здание с командно-диспетчерским пунктом. Также оборудованы заправочная площадка, электрифицированная кемпинговая стоянка.

 

Брестский городской аэроклуб ДОСААФ располагает самолетами АН-2 и Вильга-35, планерами Бланик Л-13. В парашютной, страйкобольной и планерной секциях занимаются несколько десятков человек. Материальная база клуба дает возможность организовать обучение парашютным прыжкам не менее 300 человек в год. Не исключено, что в ближайшей перспективе аэроклуб займет свою нишу в очень актуальной сфере беспилотных летательных аппаратов.

Запрос клиента

Работу всех авиапредприятий, в том числе аэроклубов в Беларуси, регламентируют «Авиационные правила организации и выполнения полетов государственных воздушных все летные предприятия производить анализ метеорологической обстановки».

В парашютном спорте в обязанности руководителя выброски входит оценка метеорологической обстановки и определение условий десантирования спортсменов перед началом десантирования. Во время выброски по запросу экипажа воздушного судна он обязан информировать о барометрическом давлении на уровне площадки приземления, направлении и скорости ветра, азимуте и дальности до точки прицеливания, а при выброске десантников – еще и о скорости ветра у земли.

Главные измеряемые параметры – горизонтальная видимость, тип и плотность облачности, высота ее нижнего и верхнего края, температура воздуха, точка росы, опасные явления погоды в районе полетов. Ключевым показателем является направление и сила ветра: именно на него в первую очередь обращают внимание при подготовке к прыжкам с парашютом – для новичков и любителей полеты запрещены, когда сила ветра составляет 5 м/c, для профессионалов –12 м/c.

Не менее важен этот фактор и для легкомоторной авиации. Если ветер дует в направлении, противоположном направлению полета, это может существенно замедлить скорость, увеличить время полета и расход топлива. Боковой ветер может привести к необходимости корректировать направление полета. Особенно сильным его влияние может быть во время взлета или посадки воздушного судна.

Поскольку до 2022 г. Брестский аэроклуб ДОСААФ пользовался услугами других площадок, необходимости в покупке и установке собственного метеооборудования у него не было. С открытием собственной летной базы предприятие для осуществления полетов должно  было установить свою метеостанцию.

Задача

Будущая метеостанция должна была удовлетворять следующим параметрам.

  1.       Планирование и безопасное проведение полетов. Метеостанция должна предоставлять точную информацию о температуре, давлении, влажности воздуха, скорости и направлении ветра, осадках и видимости. На основе этих данных пилоты и руководители выброски парашютистов принимают решение о взлете и посадке.
  2.       Предупреждение о неблагоприятных погодных условиях. Оборудование должно предупреждать о неблагоприятных погодных условиях – тумане, грозах, ледяных осадках и сильных ветрах. Это помогает пилотам принимать решение о подходах, взлете или организации обходных маршрутов.
  3.       Мониторинг метеооусловий в реальном времени. Так диспетчерские службы на земле могут реагировать на изменение погодных условий и в случае необходимости своевременно информировать экипажи воздушных судов.
  4.       Передача данных дистанционно. Пилотам и руководителям выброски важно оперативно получать данные о погодных условиях в точке посадки

Под все эти требования подошла метеостанция «Сокол-М».

Преимущества метеостации «Сокол-М» для авиации

Метеостанция «Сокол-М» позволяет получать прогноз погоды на 10 дней с точностью до 95%. Оборудование передает все необходимые данные пилотам воздушных судов и руководителям выброски дистанционно, без участия наземных служб.

Ее отличает автономность, надежность и простота в использовании.

Данные о погоде пилоты воздушных судов получают, как правило по радиосвязи, однако во время полета экипаж может самостоятельно считывать данные о погодных условиях в приложении sokolmeteo.ru на своих мобильных устройствах.

В Брестском аэроклубе ДОСААФ отмечают удобство в работе с накопленной ранее информацией: метеостанция аккумулирует сведения о погоде с периодичностью от одного дня до всего периода работы метеостанции – это позволяет проанализировать погодные данные за предыдущий период и на основании этого анализа сделать прогноз.

В комплект метеостанции «Сокол-М», приобретенный Брестским аэроклубом, входят комплекты

  • Метеостанция Сокол-М1
  • Датчик температы окружающей среды
  • Датчик относительной влажности воздуха
  • Датчик атмосферного давления
  • Датчики направления и скорости воздушного потока
  • Комплект крепления и подключения к ПК
  • Блок питания
  • Штатив полевой

Результаты измерений метеостанция передает с помощью встроенного GSM-модема.

Этапы работы

Установить на летной базе Брестского аэроклуба метеостанцию «Сокол-М» было решено по рекомендации Центрального Совета ДОСААФ Беларуси. В диалоге со специалистом «Сокол Метео» клиент объяснил, какие требования выдвигаются к будущей метеостанции для обеспечения безопасности полетов и десантирования спортсменов-парашютистов. Вместе с менеджером «Сокол Метео» была подобран подходящий комплект оборудования.

Метеостанция на летной базе Брестского аэроклуба была введена в эксплуатацию в июле 2023 года.

Доставка до места установки осуществлялась силами сотрудников аэроклуба.

Пакет документов к станции включает в себя пошаговую инструкцию по установке и подключению с со всеми необходимыми схемами и иллюстрациями, что позволило клиенту смонтировать оборудование самостоятельно. 

Помощь специалиста понадобилась только на этапе подключения станции к интернету – техподдержка «Сокол Метео» принимает обращения клиентов в любое время.

Результаты

Установка метеостанции решила главную задачу клиента – она обеспечивает стабильное получение погодных данных в полном соответствии с требованиями безопасности в рамках законодательства Республики Беларусь.

Возможности станции позволяют организаторам составлять расписание полетов и прыжков с парашютом с учетом прогноза погода, что положительно сказывается на результатах коммерческой деятельности аэроклуба и минимизирует риски возникновения авиационных происшествий.

Отзывы

Другие проекты

Контролируем экологическое благополучие пресноводной жемчужины мира – озера Байкал

Работа на опережение. 
Кейс: паводок в Вологодском районе

Повышаем безопасность, снижаем риски полетов в суровых условиях на Крайнем Севере. Кейс Ишимского аэроклуба ДОСААФ

Как проводить научные исследования на морском побережье? Кейс СевГУ

Помогаем проводить экологический мониторинг и контролировать качество атмосферного воздуха. Кейс ЦЛАТИ

Другие проекты

Контролируем экологическое благополучие пресноводной жемчужины мира – озера Байкал

Работа на опережение. 
Кейс: паводок в Вологодском районе

Повышаем безопасность, снижаем риски полетов в суровых условиях на Крайнем Севере. Кейс Ишимского аэроклуба ДОСААФ

Как проводить научные исследования на морском побережье? Кейс СевГУ

Помогаем проводить экологический мониторинг и контролировать качество атмосферного воздуха. Кейс ЦЛАТИ