Уход иностранных компаний из России повлиял на многих производителей техники – в том числе и на такую необычную отрасль, как метеоборудование. Сложившаяся ситуация помогает отечественным компаниям, но в то же время у них остаются проблемы с сертификацией и риски остаться без нужных комплектующих.
Подробнее о ситуации рассказали:
Гендиректор ГК «Эскорт»
Антон Туркин
Руководитель проектов «Сокол-М»
Рауль Нуриахметов
Автоматическое. Наземные датчики и воздушные зонды, которые собирают данные без участия человека и передает их для дальнейшего анализа.
Полуавтоматическое. Приборы, которые собирают данные и которые требуют участия человека – например, чтобы определить тип облачности.
После начала специальной военной операции несколько зарубежных приборостроителей перестало поставлять в Россию метеооборудование. С российским рынком отказалась работать финская компания Vaisala, приборы и датчики которой стоят на всех существующих в стране 1600 наблюдательных метеопунктах. Также поставки остановили такие крупные компании как Davis, Lufft и другие.
В результате энергетика, производство, сельское хозяйство и авиация могут остаться без метеооборудования или заменой комплектующих – поэтому компании переключились на отечественных производителей.
По данным нашей компании, благодаря этому приборостроителям удалось нарастить выручку на 30% по сравнению с весной 2021 года.
А из-за того, что курс рубля упал, отечественные метеоприборы оказались дешевле, поэтому заказчики из энергетического сектора сэкономили в 4 раза, а отдельные теплоэнергетические компании – в 8 раз.
При этом, до кризиса ситуация с российским производством метеодатчиков была хуже – раньше отечественные клиенты как правило закупали оборудование у зарубежных поставщиков. В то же время, у приборостроителей могут возникать проблемы, связанные с нынешним кризисом: например, нехватка комплектующих и потеря кадров.
Большинство покупателей метеооборудования – крупные и государственные компании. Они приобретали технику через тендеры и обычно работали с одними и теми же поставщиками, и почти всегда из-за рубежа.
В отличие от других стран, в России не было заградительных пошлин для иностранных компаний, поэтому они заняли большую часть рынка.
Помимо конкуренции, отечественные приборостроители сталкивались с долгой сертификаций оборудования. Два главных согласовывающих ведомства – Росгидромет и Главная геофизическая обсерватория (ГГО) – могли проводить сертификацию вплоть до четырех лет.
Еще дольше процесс согласования проходил для мететооборудования в гражданской авиации, где кроме российских нужны и международные документы. В результате процесс от старта производства до продажи устройств замедлялся еще сильнее, вплоть до того, что мог стать нерентабельным.
Третий фактор связан с общей осведомленностью о том, насколько важны метеоданные. Кажется, что он незначителен и касается только узкоспециализированных компаний, которые и так в курсе ситуации. Но на деле метеоданные влияют на отдельные рынки и экономику в целом, помогая сохранить миллионы рублей и не дать обанкротиться отдельным предприятиям.
Еще до начала кризиса ситуация начала меняться в сельском хозяйстве. После летней засухи в 2021 году правительство задумалось об агростраховании – системе, по которой фермер или компания смогут получить выплаты из-за нехватки или избытка влаги, а также других природных явлений.
Из-за отсутствия страховки фермеры и компании стали нести убытки. Например, для участка в 500 гектаров потери могли достигать 12 млн рублей. Для частных аграриев такие убытки часто становились неподъемными, и им приходилось вовсе закрывать свое дело.
После обсуждения правительство РФ планирует запустить пилотные проекты по агрострахованию. Один из них реализуют в Татарстане в 2022 году. Кроме сельского хозяйства, похожая программа планируется для отечественных беспилотников. Правительство РФ собирается организовать логистическую сеть вдоль побережья Северного-Ледовитого океана. Для этих целей также понадобятся метеодатчики — причем те, что смогут работать автономно и передавать данные по спутнику. Это нужно для того, чтобы беспилотники смогли постоянно получать данные о направлении и скорости ветра, особенно рядом с горами и другими высокими объектами.
После 24 февраля переменилась ситуация с ценой на оборудование. Из-за скачка курса валют стоимость метеооборудования выросла кратно. Особенно сильно это ощутили на себе энергокомпании, где техника для станций и автоматического наблюдения подорожала в 4-8 раз. Компаниям пришлось быстро пересмотреть тендерные контракты, (обычно их заключают в конце года) и обратить внимание на отечественных приборостроителей. Так, по нашим данным, российские производители метеотехники уже увеличили количество сделок на 30%, а к концу года их доля может достигнуть 80%.
У российских компаний усиливается запрос на метеооборудование, а у отечественных производителей теперь нет зарубежных конкурентов. Кажется, что сейчас лучшее время, чтобы производить свои датчики и технику для метеонаблюдений. Однако и в этом случае у компаний могут возникать проблемы: как касательно рынка приборостроения, например, нехватка компонентов, так и более общего характера, как спад спроса или поиск сотрудников.
Отлично!
Мы вышлем вам промокод в течение 1 рабочего дня. Он действует 30 дней с момента получения.